Перейти к верхней панели

Три дня дома, три — в школе. Как проходит неделя школьника в Якутске — репортаж News.Ykt.Ru

Три дня дома, три — в школе. Как проходит неделя школьника в Якутске — репортаж News.Ykt.Ru

Как организован учебный процесс в школе в разгар пандемии коронавируса, узнала корреспондент News.Ykt.Ru, мама ученицы 2 класса СОШ №3 Марианна Тойтонова. 

Вторая четверть для моей дочки, 8-летней Камелии, началась с нововведения — класс с обычного очного обучения перешел на смешанное. Наш класс, в котором обучаются 37 детей, разделили на две группы: три дня в неделю ребята учатся в школе, остальные три — дома. К примеру, на прошлой неделе первая группа, в которую попала Камелия, училась в школе в понедельник, среду и пятницу, дома — во вторник, четверг и субботу. Вторая группа, в свою очередь, наоборот. Учатся дети во вторую смену.

На текущей неделе группы поменялись графиком обучения, и в этот понедельник мы остались учиться дома. Признаться честно, утро началось как в обычный выходной день. Ребенок не спеша проснулся в 10 часов утра, а в это время я уже была «на работе». Работаю я на удаленке вот уже восьмой месяц. Выезжаю только на съемки и интервью, материал пишу дома. За эти месяцы мы с дочкой очень сильно сблизились, считай, с марта до 1 сентября были вместе 24/7. Минус всей этой ситуации в том, что ребенок, сидя дома, больше пристрастился к гаджетам. Наши развлечения сократились до минимума: смотрим вместе дома кино, читаем, гуляем по городу, отдыхаем на природе, иногда заглядываем в торговые центры. В рестораны и кинотеатры еще не ходили. В целом год выдался очень экономичным. Особенно я это ощутила, когда закрыли парк культуры и отдыха. Родители меня поймут. Камелия также любит рисовать и уделяет этому занятию практически все свое свободное время. Значительно повысила свой скилл благодаря бесплатным мастер-классам на ютубе.

Обучаемся мы дома не через Zoom. Пока вторая группа учится в школе, мы ждем, когда учитель отправит домашнее задание в ватсап-группу. Обычно это бывает ближе к пяти часам вечера. Как пишут некоторые родители в ватсапе, заданий детям дают достаточно много. Многие, в том числе и мы, сидят за уроками до поздней ночи. Другим родителям такая нагрузка не в тягость. По их словам, главное — не копить, а выполнять все задания день в день. Мы тоже стараемся все делать своевременно, но, как показала практика, не успеваем. Поэтому переносим выполнение оставшихся заданий на первую половину следующего дня.

Таким образом, первую половину понедельника мы посвятили доделыванию домашек, затем вечером, когда получили новые, приступили к ним. На этот раз мы твердо решили выполнить все задания и закончили в 23:00. Устали, но уснули с чувством выполненного долга.

«Камелия, не забудь надеть маску», — во вторник напоминаю я дочке перед выходом из дома. Эта фраза вошла в привычку, повторяю на автомате. По пути в школу мы поговорили.

Сегодня я буду делать репортаж в твоей школе, так что не пугайся. Придет фотограф, а мама поговорит с учителем.

— А зачем?

Дело в том, что вы учитесь в историческое время. Раньше дети никогда не учились дома, как вы. Все каждый день ходили в школу и на кружки. Тебе нравится так учиться? Как сейчас по группам?

— Да, я так больше отдыхаю. Мне уже нравится сидеть дома. Весной в первом классе, когда мы стали учиться дистанционно, было скучно. Я скучала по подругам. Хотела их тогда позвать на свой день рождения, помнишь? Но не получилось из-за коронавируса, а я так ждала этого дня. Жалко, что сейчас в школе на перемене нельзя выходить в коридор, сидим в классе, а я хочу бегать по большим коридорам.

Сложно ходить целый день в маске?

— Нет, я уже привыкла. У меня еще есть один лайфхак, чтобы очки не запотевали. Покажу в школе.

Хорошо.

При входе в школу все обязательно должны быть в масках. Обычно родителей дальше шлагбаума на первом этаже не пускают (мы договорились о съемках заранее). Дети идут в класс самостоятельно, по пути им дезинфицируют руки и измеряют температуру. Для этого в школе есть специальный сотрудник. Стало открытием, что установлены камеры для измерения температуры тела, которые позволяют выявить в потоке людей человека с повышенной температурой. Сигнал об этом сразу же появляется на мониторе компьютера у того же сотрудника. Если камера выявляет у входящего школьника повышенную температуру, то показатели перепроверяют сканером. Если все нормально и аппарат ошибся, например потому, что ребенок не снял шапку, то его пускают дальше, если нет — отправляют домой. 

Наш класс начал собираться. «Здравствуйте», — приветствуют один за другим классного руководителя. Садятся дети по одному за партой. Пока шла подготовка к уроку, Камелия показала свой лайфхак от запотевания стекол. Трюк прост: перекручиваете маску, и воздух выходит по бокам, а не под очки.  

Классный руководитель 2 «д» Анна Анатольевна Львова — учитель с 22-летним стажем. Говорит, что в ее практике были времена и посложнее пандемии. Вспоминает 90-е, когда практически каждой семье было трудно обеспечить детей школьными принадлежностями и одеждой. В нынешней ситуации, по ее мнению, главное — придерживаться всех мер безопасности.

Давайте вспомним начало пандемии — март. Дети тогда учились в первом классе и перешли на дистанционное обучение. Почему тогда они не учились по Zoom, как например, в других школах, а отправляли задания по ватсапу?

— Для нас, учителей, особенно немолодых, Zoom был в новинку. Было много, чего мы не знали. Мы не были готовы, в отличие от молодых учителей, которые быстро все освоили. Лично я человек далекий от техники, поэтому было сложно. Было бы хорошо, если бы нас посадили и как следует объяснили и научили.

Получается, обучения не было?

— Было, но в общих чертах. В основном преподаватели все схватывают на лету, а мы, учителя начальных классов, видимо, сами как дети. Нас надо учить, как детей: как и куда заходить, что нажимать (смеется).

С какими еще сложностями вы столкнулись на дистанционном обучении?

— Как оказалось, ребенок, который преуспевает в учебе, перестает стараться, становится ленивым. Ведь он все понимает, ему становится неинтересно. А с другими детьми надо заниматься усерднее, сидеть и все объяснять, им было сложно. Родители, конечно, старались, но у них нет специального образования как у нас. Они не смогут заменить ребенку учителя в полной мере.

Да, так и есть. Я объясняла новые темы как могла, совершенно не понимая, как нужно. Насколько сильно все это отразилось на детях?

— Конечно отразилось. Например, ребенок, который в первом классе научился хорошо читать и писать до Нового года, у него сейчас проблем нет. Те дети, которые, наоборот, путали буквы, плохо читали, значительно отстали. В нашем классе в этом учебном году прибавилось еще 9 детей. Среди них есть дети, которые забыли буквы. Поэтому мы сейчас учимся как в первом классе. Как будто заново все проходим.

Проблематично.

— Да. Успеваемость у нас разноуровневая. Дети разные: если другие на уроке уже все поняли, сделали задание и сидят, остальным надо объяснять, и на это уходит очень много времени. Мне сейчас очень удобно, что класс разделили на две группы. Во-первых, их мало. Учить 18 детей намного легче, чем сразу 37. Даже успеваешь подходить к каждому ученику и заглядывать в тетрадь: что делает, где допустил ошибку. Если сидит весь класс, то могут остаться дети, к которым даже не успеешь подойти.

В родительской группе некоторые пишут, что вы задаете много домашней работы.

— Главное — не относиться к учебе дома как к выходному дню, заданные уроки нужно делать в этот же день. Если копить, то, конечно, будет казаться, что много. На самом деле, когда дети учатся дома, заданий должно быть в два раза больше, например по 4 задания по каждому предмету: 2 задания — это как классная работа, еще 2 — домашняя. А я вместо четырех даю два. Зато, чтобы было меньше домашней работы, в дни, когда дети приходят в школу, я их максимально нагружаю. Чтобы дома они только закрепили и повторили пройденный материал.

Почему занятия дома не проходят в Zoom? Вы не успеваете?

— Да, физически не успеваю. Мне кажется, с такой задачей сможет справиться только свободный, холостой человек, и то если будет работать с утра до ночи. Очень много времени нужно на проверку тетрадей, также мы ведем для детей дополнительные кружки — в общем, работы много.

Как в этой ситуации проявили себя родители?

— Родители очень стараются. Это видно по выполнению домашних заданий. Ведь домашняя работа — работа с родителями. Это даже видно по тому, насколько готов ребенок к уроку. Иногда дети что-то забывают. И на вопрос: почему забыл? Они сердятся и говорят: это не я, это мама не положила (смеется). В общем, родители поддерживают. Видно, что они устали и не хотят уходить на дистанционку.

Сколько родителей в нашем классе выбрали для своих детей дистанционное обучение?

— В классе 6 детей находятся на дистанционном обучении. Трое из них ушли на карантин, так как у них заболели ОРВИ родители, остальные учатся дома по собственному желанию из-за эпидобстановки.

В каких случаях весь класс может уйти на карантин?

— В случае с ОРВИ — если заболеет 20% от количества детей, класс закрывается на карантин. Директор сообщает об этих данных РПН, и если в управлении скажут идти на карантин, то класс закрывается. Если ребенок заболевает ОРВИ, он лечится дома. Если коронавирусом, то на карантин идет весь класс. Если в семье кто-то заболевает ОРВИ, то вся семья идет на карантин. 

Детям обязательно нужно носить маски? В коридоре можно встретить тех, кто ходит и без них.

— Маски от детей мы не требуем, но желательно, чтобы были. Но я прошу свой класс обязательно носить на протяжении всех уроков. Конечно, мешает, но что поделаешь? Бывает, что задыхаемся, воздуха не хватает, срываем, надышимся и снова надеваем. Мы сейчас как раз проходим буквы и звуки, надо говорить четко и громко. Поэтому иногда детей, особенно тех, кто говорит тихо, я не слышу. Как будто говорят в маску.

Ученики другого класса на уроке физкультуры

А если ребенок забыл маску?

— Даю, у меня тут в шкафчике есть запасные. Я всегда напоминаю детям, что, нося маски, они заботятся не только о себе, но и об окружающих.

Это школа обеспечивает вас этими масками?

— Нет, сама покупаю. Школа может дать дезинфицирующее средство, также вот в классе стоит рециркулятор воздуха. Нам обязательно нужно заполнять график, когда и во сколько мы его включили. Обычно он у нас работает на первом и третьем уроках. Также между сменами дезинфицируем в классе парты, стулья, протираем полы, проветриваем помещение.

Также у детей с собой должны быть маски, свой антисептик и влажные салфетки. Что еще изменилось?

— Дети также не выходят в коридор во время перемен, можно только в столовую и туалет. Нам повезло: они находятся рядом с нашим классом на первом этаже. Также изменились собрания учителей: теперь они проходят с соблюдением дистанции в актовом зале. 

Рециркулятор

Дети не жалуются, не просятся в коридор?

— Ответственность лежит на мне, поэтому я слежу за каждым, чтобы не убежал в коридор. Обычно на перемене все дети играют в классе. Все хорошо.

После первого урока дети пошли в столовую. Перед выходом из класса все продезинфицировали руки. Те, кто забыл свой антисептик, подходили к учителю. Перемена после двух первых уроков длится по 20 минут. Далее — по 10. Это очень удобно, говорит Анна Анатольевна, дети успевают спокойно поесть и подготовиться к следующему уроку.

— С этого года ученики 1-4 классов перешли на бесплатное питание. Это тоже очень удобно. Раньше детям приходилось объяснять, кто что должен есть. У льготника еды всегда было больше. Например, помимо второго были и конфеты. А у ребенка, который ест на 8 рублей, — чай и печенье. Мне это совершенно не нравилось. Поэтому всегда просила всех родителей обязательно оплачивать питание, чтобы у всех все было одинаково. Кстати, современные дети очень мало едят, точнее придирчивы к еде. Раньше дети кушали все, что дадут, а сейчас большинство из них все время твердят: «Это ем, а это нет». Некоторые даже притворяются, что якобы кушают, потом встают со всеми из-за стола и относят еду обратно (смеется).

Работники столовой обрабатывают столы после каждого захода класса, ходят в масках и перчатках. Признаются, что настолько привыкли к этим аксессуарам, что, даже когда приходят домой, есть ощущение, что чего-то не хватает.

Также в столовой нам попались десятиклассники, рассказали о плюсах и минусах дистанционного обучения.

— Мне не нравится дистанционка. Во-первых, будто бы время течет дольше, во-вторых, нет никакого общения, коммуникации, только с учителем. Иногда хочется с одноклассниками поговорить, порассуждать на уроке. Я понимаю, что иногда это плохо, что мы сидим разговариваем на уроке, но все же в этом есть свой шарм, особенность.

Как долго вы сидели на дистанционном обучении?

— Сидели с 6 апреля по 31 мая. Потом был выпускной.

— Не было у нас выпускного.

— Был.

— Да, был, но онлайн. В Zoom такие: «Поздравляем вас с окончанием 9 класса!» Зато ОГЭ не сдавали.

— Не сдавали, да. Но я бы все равно сдал. Так, потом у нас начался период с сентября по октябрь 17-го, то есть два месяца мы сидели дома, а потом вышли в школу. В итоге на дистанционке мы сидели почти четыре месяца.

— И мы очень рады выйти в школу. Вот Дронова давно не видела!

Почему не носите маски?

— Коронавирус распространяется по всем слизистым оболочкам, и маска — это не такое ультимативное средство защиты, у нас еще остаются глаза. Поэтому нам, чтобы полностью защититься, нужно еще носить очки сварщика как минимум. Маска нужна больше для психологии, что ли, чисто чтобы было спокойнее.

— В маске скапливается углекислый газ, а ученики сидят на уроках по 6 часов и даже больше. Это вредно для здоровья, особенно детям, поэтому мы не носим. А учителя носят их на уроке, потом идут в учительскую и могут снять.

Вас разделили по группам?

— Учимся полным составом всю неделю. Нельзя выходить на переменах в коридор, только в туалет и столовую по расписанию. Да, и мы сейчас сидим нарушаем правила.

— Также есть ограничение по времени, мы уже давно должны были уйти из школы. Мы тут, получается, нелегально сидим.

В интернете есть много шуточных лайфхаков, как не учиться на дистанционке. Баловались, было дело?

— Лично я во время онлайн-уроков спал. Слушать бессмысленно. Ты не понимаешь материал, который дают для изучения, плюс часто у учителей тупит интернет, у некоторых отменяются уроки. И все это происходило так рано. Так что я чаще всего включал запись экрана и ложился спать, а потом уже днем пересматривал.

— В целом вся эта ситуация способствовала самообразованию. Мы стали больше изучать материал самостоятельно. Как сейчас, например, сидим готовимся по проектам.

Наши второклассники пообедали. Возвращаемся в класс. Дети уже заняты: играют в настольные игры, шашки, кто-то рисует, кто-то бегает по классу.

Анна Анатольевна, вы боитесь заразиться коронавирусом?

— Вначале все это казалось таким далеким, никто из знакомых мне людей не болел. Затем в первой четверти я заболела ОРВИ и взяла больничный. Тогда, помню, появился страх: вдруг заразилась? Помните, мы уходили на дистанционку, так как среди детей были контактные. Я тогда сдала анализы, прошла КТ, слава богу, все было нормально. Ну а так, да, я боюсь. Потому что у меня астма, легкие тоже слабые. С этой точки зрения, я могла бы и не работать, но я боюсь, что если перейдем на дистанционку, это снова отразится на успеваемости детей. Было бы хорошо не переходить на дистанционное обучение. Конечно, в идеале сейчас мы все должны сидеть дома, но, признаться честно, ребенку все знания дистанционно не передашь, не объяснишь.

Сколько раз вы сдавали тест на ковид?

— Два раза: перед началом учебного года и на больничном. Скорее всего, перед Новым годом тоже проверюсь.

А что дальше? Получается, эту четверть мы будем учиться смешанно?

— Эту четверть — да, так. Что потом — пока неизвестно. Мы работаем по приказу.

Мне кажется, есть плюс в этой ситуации — дистанционное родительское собрание. Это очень удобно.

— Да, это хорошо. Но лично я, как человек старой закалки, привыкла разговаривать с людьми с глазу на глаз. Бывало, мы тут и по два часа общались с родителями. А в Zoom время ограничено, нужно все успеть за час. Живое общение намного лучше, а в Zoom я как будто сама с собой разговариваю (смеется). Нет обратной связи. Родители тоже должны знать друг друга. Например, сейчас я вообще не знаю, как выглядят родители моих новых учеников. Встречались единожды, и то в маске. Пройдут мимо на улице — не узнаю.

Живое общение важно и для социализации самих детей. Дети должны друг с другом общаться, знакомиться, баловаться, бегать, играть. Им это нужно. Поход в школу их взбадривает, отвлекает. Дети быстро привыкают к сидению дома и становятся асоциальными. Это тоже плохо. Нет никаких внеклассных мероприятий, дети участвуют только в онлайн-конкурсах. Было бы как раньше, у нас жизнь в классе кипела бы.

Фото Вадима Скрябина

Автор: Марианна Тойтонова

Источник: News.Ykt.Ru

school3
Author: school3